Как же приятно было работать с вами. Думаю, что обращусь еще не раз!
Как же приятно было работать с вами. Думаю, что обращусь еще не раз!
Как же приятно было работать с вами. Думаю, что обращусь еще не раз!
Как же приятно было работать с вами. Думаю, что обращусь еще не раз!
Как же приятно было работать с вами. Думаю, что обращусь еще не раз!
Как же приятно было работать с вами. Думаю, что обращусь еще не раз!
Как же приятно было работать с вами. Думаю, что обращусь еще не раз!
Как же приятно было работать с вами. Думаю, что обращусь еще не раз!
Как же приятно было работать с вами. Думаю, что обращусь еще не раз!
Как же приятно было работать с вами. Думаю, что обращусь еще не раз!
Как же приятно было работать с вами. Думаю, что обращусь еще не раз!
Как же приятно было работать с вами. Думаю, что обращусь еще не раз!
Как же приятно было работать с вами. Думаю, что обращусь еще не раз!
Как же приятно было работать с вами. Думаю, что обращусь еще не раз!
Как же приятно было работать с вами. Думаю, что обращусь еще не раз!
Как же приятно было работать с вами. Думаю, что обращусь еще не раз!
Как же приятно было работать с вами. Думаю, что обращусь еще не раз!
Как же приятно было работать с вами. Думаю, что обращусь еще не раз!
Как же приятно было работать с вами. Думаю, что обращусь еще не раз!
Как же приятно было работать с вами. Думаю, что обращусь еще не раз!
Как же приятно было работать с вами. Думаю, что обращусь еще не раз!
Как же приятно было работать с вами. Думаю, что обращусь еще не раз!
Как же приятно было работать с вами. Думаю, что обращусь еще не раз!
Как же приятно было работать с вами. Думаю, что обращусь еще не раз!
Как же приятно было работать с вами. Думаю, что обращусь еще не раз!
Как же приятно было работать с вами. Думаю, что обращусь еще не раз!
Как же приятно было работать с вами. Думаю, что обращусь еще не раз!
Как же приятно было работать с вами. Думаю, что обращусь еще не раз!
Как же приятно было работать с вами. Думаю, что обращусь еще не раз!
Как же приятно было работать с вами. Думаю, что обращусь еще не раз!
Как же приятно было работать с вами. Думаю, что обращусь еще не раз!
Как же приятно было работать с вами. Думаю, что обращусь еще не раз!
Как же приятно было работать с вами. Думаю, что обращусь еще не раз!
Как же приятно было работать с вами. Думаю, что обращусь еще не раз!
Как же приятно было работать с вами. Думаю, что обращусь еще не раз!
Как же приятно было работать с вами. Думаю, что обращусь еще не раз!
Как же приятно было работать с вами. Думаю, что обращусь еще не раз!
Как же приятно было работать с вами. Думаю, что обращусь еще не раз!

    ТЕХНОЛОГИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ (ТРИЗ)

    ТРИЗ-педагогика, как научное и педагогическое направление, сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов. В ее основу была положена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) отечественной (т. е. российской, а еще точнее советской) школы Генриха Сауловича Альтшуллера.

    Работу над созданием ТРИЗ Альтшуллер начал в 1946 году. Его идея состоит в том, что творчеству можно учить так же, как и другим видам человеческой деятельности. Действитель-но, ведь творчество – это создание чего-то нового. Но если познать закономерности, по кото-рым это новое появляется, то их можно научиться применять – а значит изобретать.

    Не следует путать ТРИЗ и ТРИЗ-педагогику

    Цель ТРИЗ – решение творческих задач. 

    Цель ТРИЗ-педагогики – формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях де-ятельности

    Для достижения этой цели необходимо:

    • научить детей решать открытые задачи (для этого собраны большие картотеки задач из разных областей знаний, разработаны методы обучения); 

    • научить видеть вокруг себя, формулировать и разрешать противоречия — потому что по-настоящему творческие задачи возникают тогда, когда в условии есть противоречие; 

    • развить системное мышление – потому что решение творческих задач подразумевает понимание не только самой системы, но и ее окружения (надсистем), и ее частей (подсистем) во взаимодействии и во времени (в процессе рождения, существования, разрушения);

    • обучить методам креативного мышления, методам нахождения нового результата.


    Под методами решения изобретательских задач прежде всего подразумеваются приемы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ; 

    а также такие известные методы как мозговой штурм, синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов и их разновидности.

    Мувинговая компания «Деликатный переезд» —
    лучшая в России.

    Современная ТРИЗ-педагогика разновозрастная: от дошкольников до студентов и взрослых специалистов. Отличие заключается в выборе объектов изобретательской деятельности, соответствующих возрасту. Так, дошкольники и младшие школьники изобретают игрушки, загадки, пословицы, подвижные игры и т. п. Для каждой возрастной группы разрабатываются алгоритмические процедуры, методики. Они позволяют учащимся изобретать новое, самореализоваться в творчестве.

    Мувинговая компания «Деликатный переезд» —
    лучшая в России.

    К числу базисных идей ТРИЗ относятся следующие: теория – катализатор творческого решения проблемы; 

    знания – инструмент творческой работы, творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все); 

    творчеству, как и любой деятельности, можно научиться.

    В основе используемых в ТРИЗ-педагогике средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, что сближает эту технологию с развивающим обучением

    Общими чертами названных технологий являются: 

    • сама идея развивающего обучения и развивающего образования;

    • деятельностный подход в обучении; 

    • направленность на формирование теоретических обобщений; 

    • диалогическая форма общения учителя и ученика; 

    • использование в обучении проблемных задач;

    В то же время между названными технологиями существуют отличия:
    Система развивающего обучения

    • акцент делается на развитии теоретического мышления;

    • отсутствуют методики получения творческого продукта;

    • нет способов (алгоритмов) поиска решения проблемы (используется метод проб и ошибок под управлением учителя);

    • нет критериев оценки предложенного решения, учитель является «носителем» правильного ответа;

    • разработано на теоретическом и техноло-гическом уровне, существуют учебные программы, учебники, методическое обес-печение.

    Тризовское обучение

    • акцент делается на развитии творческого, нестандартного мышления;

    • разработаны методики получения творче-ского продукта;

    • существуют алгоритмы решения задачи, учащиеся способны самостоятельно выйти на решение проблемной задачи;

    • существуют объективные критерии оценки правильности решения;

    • разработано на уровне отдельных методик получения творческого продукта, автор-ских программ, алгоритмов выполнения творческих заданий.

    В ТРИЗ принят определенный набор основных понятий.

    ИДЕАЛЬНАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (ИТС)
    Идеальной называют такую систему, которой нет, а функции ее выполняются.
    ИДЕАЛЬНОСТЬ, ИДЕАЛЬНЫЙ КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ (ИКР)
    Решая задачу, изобретатель должен представить себе идеальное решение, т. е. такое решение, которое не требует для выполнения необходимого действия введения дополнитель-ных механизмов. То есть, действие осуществляется само собой. Это и есть ИКР.

    ИКР не всегда достигаем, но указывает направление решения задачи.
    КУЛЬТУРНАЯ ГРУППА (КГ)
    КГ – группа людей, объединенная общей групповой культурой: общей групповой деятельностью и общими групповыми способами этой деятельности.

    КГ могут быть постоянными (семья) и временными (пассажиры одного купе), связными (рабочая бригада) и несвязными (христиане).

    Один и тот же человек может являться членом разных культурных групп. Его принадлежность к той или иной группе определяется только во время групповой деятельности. Однако, переходя в другую группу, он вносит в нее элементы культуры тех групп, членом которых он являлся ранее.
    ОТКРЫТАЯ ЗАДАЧА (ОЗ)
    В отличие от закрытых задач, на которых строится вчерашнее и сегодняшнее образование, открытая задача может иметь неполное условие, которое учащемуся необходимо изучить и дополнить самому. Открытая задача может иметь множество решений, вероятный (а не точный) ответ. Близкие понятия: нестандартная задача, творческая задача.
    ПРОТИВОРЕЧИЕ
    Любую задачу можно назвать изобретательской, если для ее решения нужно разрешить противоречие. В ТРИЗ различают три вида противоречий: административное, техническое и физическое. 

    Административное противоречие возникает, когда необходимо что-то сделать, но не-известно каким способом. Преодолевая административные противоречия каким-либо спосо-бом, сталкиваемся с противоречием техническим. 

    Техническое противоречие – это конфликт внутри технической системы между ее па-раметрами, узлами, деталями. При уточнении задачи техническое противоречие заменяется физическим. 

    Физическое противоречие возникает между параметрами технической системы в ка-ком-либо одном элементе или даже его части.
    РЕСУРС
    Часто случается при решении изобретательских задач, что мы ищем нечто, необходимое для решения задачи, в стороне, а оно уже содержится в самой технической системе, является ее «ресурсом». Видеть в системе незадействованные ресурсы — одна из главных особенностей изобретательского стиля мышления.

    Ресурсом в ТРИЗ называют все, что может быть использовано для решения задачи.

    Существуют ресурсы времени, пространства, энергии, вещества, информации и т. д.
    РТВ – РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ
    Учебный курс РТВ используется как вспомогательный при серьезном изучении теории решения изобретательских задач. Целью курса является не только развитие воображения, но и обучение управлению своим воображением.
    СИЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ (СМ)
    СМ – мышление, обладающее характеристиками, необходимыми для решения сложных творческих задач. Например, умение рассматривать явления в разных моделях, оперировать противоречиями, находить скрытые связи между явлениями и пр.
    СИСТЕМА
    При объединении элементов в единое целое у этого целого появляются свойства, кото-рыми никакой из элементов в отдельности не обладает.

    Таким образом, система – это совокупность элементов, обладающая свойствами, кото-рыми отдельные элементы не обладают. Эти свойства называются системными.

    Любой элемент системы – тоже система, которую по отношению к первой называют подсистемой. В свою очередь, первая система тоже подсистема какой-то более сложной систе-мы. Эту более сложную систему по отношению к первой называют надсистемой.

    Понятно, что система может состоять из большого числа подсистем. Однако необходи-мо учитывать, что система может входить также в разные надсистемы — в зависимости от контекста рассмотрения данной системы.
    ТВОРЧЕСТВО
    Творчество – деятельность по созданию качественно нового продукта, отличающегося культурно-исторической уникальностью. Ключевыми словами в определении являются: «Новый», «Культурно-историческая уникальность». То есть сама новизна – также явление культурно-историческое. Степень новизны как параметр «нового» определяется в рамках конкретно-исторической культурной группы. То есть новизна может быть таковой в рамках небольшой отдельно взятой культурной группы, и может быть в рамках человечества, как надсисте-мы всех культурных групп.
    ТРТЛ – ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ.
    В последние годы ее начал разрабатывать основоположник ТРИЗ Генрих Саулович Альтшуллер со своими учениками.

    Принципы ТРИЗ

    Принцип свободы выбора
    Существует огромное количество ценностей в этой жизни. Одни мы игнорируем, другим следуем, третьи презираем, четвертые... Но среди них есть одна, безоговорочная для каждого нормального человека, – свобода! Никто из нас не любит навязанные действия, чуждые реше-ния, отсутствие выбора. И особенно не любят этого дети.

    ФОРМУЛИРОВКА: в любом обучающем или управляющем действии, где только воз-можно, предоставлять ученику право выбора. С одним важным условием — право вы-бора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор!
    Принцип открытости
    «Я знаю, что я ничего не знаю», — говорил мудрый грек.

    «Я хорошо знаю химию, литературу и историю», — звучит из уст благополучного вы-пускника школы. Печально. Печально то, что этот выпускник не знает главного: ОН НЕ ЗНАЕТ, ЧЕГО ОН НЕ ЗНАЕТ. Весьма смутно представляет сегодня школьник (и даже студент) границы своей информированности, и уж совсем в тумане – границы познания наук. Откуда ж тогда взяться любознательности, без которой любое обучение – лишь воспитание исполнителей!

    ФОРМУЛИРОВКА 1: не только давать знания — но еще и показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.

    Нет, не сумма аккуратно уложенных в голову ответов на стандартный перечень вопро-сов – главное достояние школьника! Единственно оправданный и симпатичный вид жадности – жадность к познанию и саморазвитию. Вот его настоящее достояние! Ибо «образование не достигает точки насыщения». 

    И еще один момент. Какие задачи решают в школе? Так называемые «закрытые» задачи, то есть имеющие точное условие (из пункта А в пункт Б...), строгий алгоритм решения, единственно верный ответ. А какие задачи ставит перед человеком жизнь? Открытые задачи! Имеющие достаточно размытое, допускающее варианты условие (как найти себе работу? спутника жизни? как увеличить прибыль предприятия? уменьшить вероятность аварии?..), разные пути решения, набор вероятных ответов. В этот зазор — между задачами школярски-закрытыми и жизненными, открытыми — зачастую проваливаются интерес учеников и, соответственно, наши образовательные усилия.

    ФОРМУЛИРОВКА 2: использовать в обучении открытые задачи
    Принцип деятельности
    Бернард Шоу утверждал: «Единственный путь, ведущий к знанию,– это деятельность».

    Представим выпускника педагогического ВУЗа, впервые пришедшего в класс. Его знания по дидактике, методике не были пропущены через деятельность, отлиты в рабочие приемы педагогической техники. И результат такой подготовки будущего учителя общеизвестен.

    ФОРМУЛИРОВКА: освоение учениками знаний, умений, навыков, смыслов организовывать преимущественно в форме деятельности.

    Действительно, чтобы знание становилось инструментом, а не залежами ненужного старья на задворках интеллекта, ученик должен с ним работать. Пока проверкой знаний считается бойкий ответ-пересказ в режиме фонографа, пока изучение и повторение осуществляются в режиме заучивания, школа работает процентов на девяносто в холостом режиме. 

    Что значит работать со знанием? Говоря общими словами, это означает его применять, искать условия и границы применимости, преобразовывать, расширять и дополнять, находить новые связи и соотношения, рассматривать в разных моделях и контекстах...
    Принцип обратной связи
    ФОРМУЛИРОВКА: регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.

    Чем более развита система — техническая, экономическая, социальная или педагогиче-ская, тем больше механизмов обратной связи в ней. Летчик в полете отслеживает по приборам ряд параметров: от температуры за бортом до количества горючего в баках. Без этого успеш-ный полет непредставим. Успешный урок тоже. Только учитель в уроке отслеживает другие параметры: настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания... Учи-тель не имеет «термометра настроения» или «высотомера понимания», но зато у него есть свой набор приемов, позволяющих четко сориентироваться в обстановке.
    Принцип идеальности (высокого КПД)
    Идеальность – одно из ключевых понятий теории решения изобретательских задач. Пси-хоаналитикам знаком принцип удовольствия, экономистам – принцип рентабельности, инженерам – принцип повышения коэффициента полезного действия (КПД). Суть всех этих принци-пов едина. Любое наше действие характеризуется не только получаемой от него пользой, но и затратами – затратами сил, нервов, времени, денег... Идеальность действия (или, если хотите, его КПД) тем выше, чем больше польза и чем меньше затраты. В применении к педагогиче-ской технике это означает, что некоторые приемы и технологии были отброшены, несмотря на их полезность. Отброшены из-за низкой идеальности, то есть либо слишком много сил учителя они требовали для своего воплощения, либо слишком редких качеств. Наш идеал – чтобы учитель не уставал, не вырабатывался при самой высокой эффективности своего труда! Наверное, наш идеал, как и всякий другой идеал, недостижим. Но стремиться к нему полезно.

    ФОРМУЛИРОВКА: максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.

    Чем больше активность, самоорганизация учеников, тем выше идеальность обучающего или управляющего действия. Если мы грамотно согласуем содержание и формы обучения с интересами школьников, то они тогда САМИ будут стремиться узнать: а что же дальше? Согласуем темп, ритм и сложность обучения с возможностями учеников – и тогда они почув-ствуют свою успешность и САМИ захотят ее подкрепить. А еще принцип предполагает актив-ное вовлечение учеников в управление своим коллективом, и тогда они САМИ обучают друг друга.
    Использование элементов технологии ТРИЗ для активизации познавательной деятельности