Таксономия Блума

Вы никогда не задумывались, какие цели и конкретные задачи ставит перед собой педагог перед тем, как войти в класс? Как они связаны между собой? И как проверить, достигаются ли поставленные цели?
Этими вопросами задался в 50-х годах XX века профессор педагогики Чикагского Университета Бенджамин Блум. Пытаясь привести к единой системе набор разрозненных целей и задач, мистер Блум создал теорию, которая вот уже шестой десяток вызывает бурные споры и обсуждения.

В своем фундаментальном труде «Таксономия Oбразовательных Целей: Сфера познания» Блум попытался сконструировать иерархию образовательных целей, охватывающих когнитивную область, которая шаг за шагом описывала бы уровни человеческого мышления и вытекающие отсюда задачи обучения. С точки зрения Блума, цели обучения напрямую зависят от иерархии мыслительных процессов, таких как запоминание (remembering), понимание (understanding), применение (applying), анализ (analizing), синтез (evaluating) и оценка (creating).

Соответственно каждому уровню с помощью определенных глаголов может предлагаться набор задач. Так, например, для уровня запоминания подойдут задачи, начинающиеся с глаголов запомните, повторите, перечислите, назовите, напишите, сымитируйте, определите, выучите и т.д.

Понимание достигается путем объяснения, описания, определения, обсуждения, формулирования, иллюстрирования, демонстрации. Задачи, нацеленные на применение знаний, формулируются с помощью глаголов решать, планировать, объяснять, изображать, экспериментировать, тренироваться, показывать, использовать, учить, демонстрировать и др.

Аналитические способности формируются заданиями с ключевыми глаголами исследовать, сравнивать, противопоставлять, разделять, интерпретировать, анализировать, группировать, отбирать, классифицировать и т.д. В свою очередь способности к синтезу тренируются задачами, ориентированными на составление, сочинение, соединение, конструирование, воображение, формулирование, построение, изобретение.

Последняя группа направлена на самостоятельную интеллектуальную деятельность и требует умения делать заключения, уметь оценивать, одобрять, поддерживать, рекомендовать, критиковать и делать выводы.

Пирамида таксономии Блума

1
Знание
Припоминание информации
Ключевые слова:
определять, описывать, называть, маркировать, узнавать, воспроизводить, следовать
2
Понимание
Понимать значение, перефразировать главную мысль
Ключевые слова:
Обобщать, преобразовывать, защищать, перефразировать, интерпретировать, давать примеры.

3
Использование
Использовать информацию или концепцию в новой ситуации
Ключевые слова:
Выстраивать, воздавать, конструировать, моделировать, предсказывать, готовить
4
Анализ
Разделять информацию или концепции на части для лучшего понимания
Ключевые слова:
Сравнить/противопоставить, разбить, выделить, отобрать, разграничить

5
Синтез
Соединить идеи для создания чего-то нового
Ключевые слова:
группировать, обобщать, реконструировать

6
Оценка
Делать суждения относительно ценности
Ключевые слова:
Оценивать, критиковать, судить, оправдывать, оспаривать, поддерживать
При этом каждый уровень когнитивной пирамиды, по Блуму, базируется на предыдущем. В основе всего лежит запоминание, а наивысшей точкой как когнитивных способностей, так и целей обучения является способность к независимой оценке. Казалось бы, идея ясна: без запоминания и знания невозможно понимание, без понимания невозможно использование, без освоения начальных уровней невозможен анализ и синтез, а без всего этого невообразима творческая оценка явлений и событий.

По мнению ученых, именно в этом и кроется недостаток таксономии Блума: ведь, грубо говоря, в его иерархии смешиваются понятия разных порядков, а именно, конкретные результаты обучения (запоминание, понимание, применение) и мыслительные операции, необходимые для достижения этих результатов (анализ, синтез, оценка). Впрочем, это досадное упущение не мешает педагогам разных стран пользоваться предложенной иерархией и создавать осмысленные и систематизированные задания, направленные на интеллектуальное развитие учеников.

Так, недавно в блоге Алана Каррингтона появилась модель под названием «Педагогическое колесо» («Pedagogical Wheel», от «iPad»), в которой нашли точки пересечения цели таксономии Блума и варианты использования полезных приложений iPad для соответствующей группы.
Как же приятно было работать с вами. Думаю, что обращусь еще не раз!
Например, для уровней запоминания и понимания, по мнению Алана, отлично подойдут приложения Facebook, Google Search, Twitter, Blog Docs, Mental Case, DocsToGo, QuizCast, FeedlerRSS и др. Для развития и совершенствования уровня применения - Evernote, AudioBoo, Explain Everything, Keynote. Для развития аналитических способностей – Mind Mush, Syrvey Pro, Poplet, Inspiration Maps, Pages, DropVox, Comic Life. Способность к синтезу лучше всего проявляется в WikiNodes, Web to PDF, Share Board, Prompter Pro. А вот способность оценивать и создавать что-то больше всего нужна в приложениях Creative Book Builder, Interview Assistant, Aurasma, Fotobabble, iMovie, WordPress, Skype, Tapose, Google+, Student Pad. Большинство этих приложений доступно для скачивания на сайтах официальных магазинов приложений для iOS и Android.

Спорить о ценности классификации педагогических целей Блума можно бесконечно. Но налицо очевидный результат – таксономия явно не теряет своей актуальности. Более того, ей находится применение не только в рамках традиционного образования, но и в совершенно новых моделях, которые предполагают интерактивность обучения и его открытость новым технологиям.

Материал

Перечень
общих целей обучения, глаголов для формулировки конкретных учебных результатов и ключевых вопросов для заданий
Опыт работы по таксономии Блума
Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы
Информационные презентации по таксономии Блума

Уроки по таксономии Блума