БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ

ЧЕЛОВЕК, ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ

Человек по своей сути биосоциален — как любое живое существо, он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. ​

Биологическая природа человека проявляется в его анатомо-физиологических чертах, строении различных систем и органов, инстинктах и рефлексах. Биологически каждый человек уникален, так как получаемый от родителей набор генов неповторим.

 Учёные считают наиболее важными следующие отличия человека от других живых существ:

наличие мышления и словесной речи;
способность к творческой деятель­ности;
способность сознательно преобразовывать окружающую действительность, создавать необходимые блага и ценности;
способность с помощью других орудий изготавливать сложные орудия труда и использовать их в процессе производства необходимых благ. ​ 

Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Он может рас­крыть свою социальную сущность только в процессе определённой деятельности, общения с другими людьми. Социальная сущность человека проявляется через его мировоззрение, способность и готовность к общественно полезному труду и творчеству, сознание и разум, понимание свободы и ответственности. 

Для характеристики человека учёные используют понятия «индивид», «личность», «индивидуальность».

Индивид — единичный представитель человечества как биологического вида.
Личность — совокупность социально значимых качеств инди­вида, формирующихся в процессе общественной жизни. Личность — это человек как носитель сознания, наделённый рядом важнейших социальных качеств: самосо­знанием и совестью, жизненными принципами и идеалами, способностью учиться, трудиться, общаться с другими людьми, участвовать в жизни общества. Личность формируется и развивается на протяжении всей жизни человека, в ходе социализации (в процессе усвоения социальных норм и образцов, культуры данного общества). 

Понятие «индивидуальность» используется для обозначения уникального сочетания биологических и социальных качеств, которое одного человека отличает от всех других. Можно сказать, что индивидуальность — это своеобразие конкрет­ного человека.

ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

В основе активности человека лежат потребности. Для того чтобы физически существовать и осуществлять различную деятельность, человеку необходимы пре­сная вода и воздух для дыхания, пища и тепло, различные предметы материальной и духовной культуры. Потребности — это переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания его жизни и развития личности. ​

Выделяют также индивидуальные потребности (потребности отдельного человека, связанные с конкретными условиями его жизни, особенностями его личности) и об­щественные потребности (потребности определённых социальных групп, общества в целом). Индивидуальные потребности могут противоречить общественным потреб­ностям.

ОСОБЕННОСТИ
ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Половое созревание подростка сопровождается его быстрым физическим ростом, изменением роста и веса, пропорций тела (например, у мальчиков увеличиваются плечи, фигура становится более мужской). Быстрый рост органов и перестройка ор­ганизма подростка приводят к трудностям в кровоснабжении головного мозга, функционировании лёгких, сердца. Именно в этом возрасте появляются способности логически мыслить, оперировать абстрактными категориями, фантазировать (у детей младшего возраста нет таких способностей, они развиваются со временем).

Именно поэтому в подростковом возрасте дети часто начинают заниматься творчеством: рисовать, сочинять стихи и песни, а также интересуются философскими учениями и стремятся к логическому мышлению, спорам на философские и другие темы. 

У подростков появляется умение сопереживать, сами переживания становятся глубже, чувства — сильнее; проявляется интерес к ранее неинтересным сферам жиз­ни (социальной, политической и т. д.). Общение со сверстниками становится необходимостью, это даёт возможность выразить эмоции, поделиться ими, а также усвоить нормы поведения в обществе; появляется потребность в принадлежности к какой-то группе подростков. 

Общение с родителями и старшими родственниками уходит на второй план. В этот период формируется самооценка ребёнка, его способность принять как свои положительные, так и отрицательные черты.